Российская ассоциация содействия ООН
United Nations Association of Russia
En

Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС

17 сентября 2025 г. в Москве прошла международная конференция «Устойчивый авиационный транспорт ЕАЭС 2026–2035», посвященная реализации Инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивого транспорта 2026-2035».

 

Конференция «Устойчивый авиационный транспорт ЕАЭС 2026–2035», организованная Экспертным центром по устойчивой мобильности на транспорте Российской ассоциации содействия ООН при поддержке и участии Евразийской экономической комиссии и Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ), стала центральным пленарным событием ежегодного Евразийского авиационного форума NETWORK - 2025.

 

В конференции вместе с участниками из стран ЕАЭС по приглашению в расширенном составе приняли участие представители национальных органов власти, посольств стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Центральной и Южной Америки и других регионов мира, региональных органов власти, ключевые авиакомпании, аэропорты и аэропортовые холдинги, разработчики инновационных решений для авиакомпаний и аэропортов, ключевые международные ассоциации и СМИ.

 

Открыл конференцию с приветственным словом Арзыбек Кожошев, Член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии: «Сегодня мы сталкиваемся с вызовами, когда устойчивый авиатранспорт становится необходимостью. Формирование общего рынка услуг воздушного транспорта на евразийском пространстве не только улучшит доступность авиаперевозок для граждан, но и станет важным фактором экономического роста, интеграции стран ЕАЭС. Я уверен, что сотрудничество и обмен опытом в данной сфере предоставит возможность перехода авиационной отрасли на принципы устойчивого развития. Цель нашего сотрудничества – это обеспечение будущего, в котором авиация будет не только высокоразвитой, но и безопасной, экологически чистой», – подчеркнул министр.

 

Продолжил конференцию доклад директора Экспертного центра по устойчивой мобильности на транспорте Российской ассоциации содействия ООН, д.э.н., профессора Олега Дунаева.

 

В докладе Олега Дунаева акцент сделан на развитии международной авиатранспортной связанности, обеспечение ценности для клиентов, через трансформацию мобильности авиатранспортных услуг и партнерских сетей компаний. «Следующее десятилетие пройдёт в условиях неопределённости, когда выбор будет стоять между глобализацией, регионализацией и ограничением авиатранспортных перевозок на мировых рынках, – сказал Олег Дунаев. – Главным вопросом сегодня является обеспечение устойчивости бизнес-моделей компаний для мобильности людей и товаров. Необходимо не только управлять сетями поставок, но и развивать финансово-логистические услуги, оптимизировать, с одной стороны, издержки наших клиентов, с другой стороны, добиться роста прибыли и доходов наших компаний, лидерства на авиатранспортных рынках и развития человеческого капитала». Олег Дунаев подчеркнул, что устойчивый транспорт является межотраслевым ускорителем, инструментом решения социально-экономических задач, с которым связано благополучие стран ЕАЭС и региона в целом. Особое внимание участников обсуждения было привлечено к трансформации миропорядка и возможностям формирования альянсов авиакомпаний на территории ЕАЭС.

 

По мнению Антона Кореня, генерального директора Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ), главный фактор, который будет влиять на развитие отрасли – это переход от глобализации к регионализации. «Регионализация уже состоялась и будет усиливаться, многие крупные авиакомпании, аэропорты и их альянсы действуют с учётом геополитических изменений в мире. Региональные сетевые альянсы определяют будущее развитие, на их базе формируются крупнейшие международные авиатранспортные узлы и глобальные центры роста. Так создаются ближневосточные и южноазиатские хабы, которые будут в будущем определять глобальные изменения в авиации. Усилится конкуренция крупных региональных авиакомпаний и аэропортов. Устойчивость региональных альянсов будет достигаться за счёт суверенитета технологий и создания средств производства, к которым в авиации прежде всего относятся воздушные суда», – заключил Антон Корень.

 

Спикер уверен, что в ближайшее время Россия и Китай будут задавать тон конкуренции на мировом рынке производства авиационной техники, причём россияне на несколько лет впереди партнёров за счёт своевременного создания полностью импортозамещенных воздушных судов, а не части компонентов, это благодаря и вопреки санкциям. «Все основные базовые задачи по устойчивому развитию национальной наземной инфраструктуры – аэропортов в России решены, таким образом в ближайшем будущем после начала серийного производства самолетов во всех сегментах Россия достигнет полной независимости».

 

Антон Корень сделал акцент на том, что авиационные рынки всех стран ЕАЭС показывают положительную динамику развития. Все макроэкономические факторы способствуют дальнейшему долгосрочному росту.

 

Некоторые отмечают падение объемов на рынке авиаперевозок в России, но зачастую это не корректные формулировки. Авиационный рынок Российской Федерации в последние годы также растёт и продолжит свой рост в 2025-2026 годах, если авиационный рынок рассматривать в терминах суммы сегментов перевозок российскими авиакомпаниями на ВВЛ и МВЛ и перевозок иностранными авиакомпаниями. Если убывают объемы российских авиакомпаний, это компенсируется новыми объемами авиаперевозок зарубежных авиакомпаний. В целом рост рынка положительный. Темпы роста будут высокими, по оценкам ЦСРТ, после окончания СВО и снятия санкций, решения вопроса обеспечения парка ВС.

 

Также Антон Корень показал на примерах связь между потерей суверенитета в инвестициях в бизнес авиакомпаний и аэропортов с потерей государством контроля над развитием интеграции с соседними дружественными странами через контроль зарубежными инвесторами над перенаправлением пассажиро- и грузопотоков, в том числе в регионы, аэропорты откуда приходят инвестиции.

 

Хорошие перспективы устойчивого развития транспортной инфраструктуры имеются не только в России, но в целом в ЕАЭС. Начальник отдела водного и воздушного транспорта Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Динара Шарипова рассказала, что объединение «изучает работу российских учёных о том, как цели устойчивого развития (ЦУР) реализуются российскими авиакомпаниями» и сообщила, что «участники Евразийского союза поддерживают высокий темп развития национальной транспортной инфраструктуры и инфраструктуры евразийских транспортных коридоров, что полностью соответствует основному приоритету транспортной политики, которая проводится в ЕАЭС».

 

Новая транспортная политика объединения начала реализовываться с 2023 года, а с 2026 года откроется 10-летний период, посвящённый устойчивому развитию и реализации трёх основных его факторов: экономики, экологии и социальной сферы. В свою очередь, устойчивое развитие позволит ускорить интеграционный процесс участников объединения.

 

«Ощущается необходимость повышенного уровня системности, которую требуется закреплять в документах ЕАЭС, посвящённых устойчивому развитию авиационной отрасли, в том числе в части стратегического планирования. Одним из методов достижения результатов устойчивого развития может стать повышение вовлеченности сторон в инновации и инвестиции», – подчеркнула Динара Шарипова.

 

Среди рассматриваемых предложений, консолидирующих пять стран на пути к углублению интеграции ЕАЭС: создание ассоциации, единой авиакомпании или оператора. Однако первыми в повестке дня являются единые стандарты для рынка авиаперевозок.

 

Александр Забоев, Руководитель центра интеграционных исследований Евразийского банка развития: «Я уверен, что устойчивое развитие гражданской авиации в ЕАЭС будет основано на беспрекословном выполнении стандартов и рекомендуемых практик ИКААО».

 

По словам Александра Забоева, рынок перевозок ЕАЭС растёт, он назвал причины роста: «Вопервых, растёт экономика стран Центральной Азии, доходы на душу населения, а, следовательно, увеличивается мобильность людей. В период с 2020 по 2024 годы она выросла в более чем в 3 раза. Во-вторых, в регион осуществляются инвестиции. За последние 3 года объем инвестиций, пришедших в авиатранспортный сектор Центральной Азии из стран Персидского Залива, составил примерно 3 миллиарда долларов. Общая стоимость проектов в развитие инфраструктуры аэродромов и аэропортов в странах Центральной Азии – 8 миллиардов долларов, что является относительно небольшой суммой в рамках развития транспортного сектора в регионе.

 

Андрей Хвостунков, член Экспертной группы по экономике аэропортов ИКАО, в докладе «Устойчивое развитие авиационной отрасли: ключевые вопросы на повестке 42-й сессии Ассамблеи ИКАО» озвучил ключевые вопросы, которые будут обсуждаться в международной организации: «В центре внимания окажутся барьеры, стоящие на пути устойчивого развития, такие как ограничение либерализации в отдельных секторах воздушного транспорта, дифференциация и искажающие налоги, высокие концессионные платежи на инфраструктуру аэропортов, обременительные въездные и визовые барьеры».

 

Решение этих проблем послужит для обеспечения целей устойчивого развития и устойчивости предприятий авиационной отрасли. Андрей Хвостунков подчеркнул, что воздушный транспорт вносит существенный вклад в глобальный экономический рост и социальное развитие: создаются рабочие места, развиваются торговля и туризм, обеспечивается развитие в целом, поэтому государства должны сделать авиацию одним из национальных приоритетов. Спикер сообщил, что при ИКАО может быть создана структура по отслеживанию эксплуатационных характеристик, экономической эффективности и безопасности отрасли ввиду понимания её важности.

 

Прогнозы и перспективы развития важного рынка для авиационной отрасли – туристического, были рассмотрены в докладе вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрия Горина: «Туристические перевозки помогают восстанавливать сеть авиационных маршрутов, – сказал он. – 96 миллионов человек путешествовали по России, за границу выехали с различными целями 29 миллионов человек, из которых 14,5 миллионов путешествовали с целью туризма. Однако, если, по предварительным итогам 2025 года, рост внутренних поездок составил 6%, то в авиационном секторе роста нет – в условиях инфляции люди пересаживаются на личный автотранспорт.

 

Повышение цен в условиях стагнации приводит к снижению и охлаждению потребления. К сожалению, субсидии на поддержку авиасообщения из года в год сокращаются (с 2022 года в три раза), что приводит к меньшей доступности путешествий. Что касается авиатранспорта, то в 2027 году мы видим некий горизонт выбытия, который скажется на подвижности нашего населения. Сотрудничество с Китаем может в этом помочь; как в обеспечении туристического потока, так и самолётов. Переговоры лидеров двух стран, безвизовые соглашения вселяют в нас надежду», – поделился своими мыслями Дмитрий Горин.

 

«Азия сегодня становится основным центром притяжения авиационных потоков», – подчеркнул модератор конференции Антон Корень. При этом представители других стран, принявших участие в мероприятии, дополнительно рассказали о широкой палитре возможностей, которые могут быть открыты перед Россией.

 

Генеральный директор РУП «Национальный аэропорт Минск» Владимир Череухин напомнил, что аэропорт был построен в рамках общей транспортной системы СССР, и одной из его задач была необходимость разгрузить московский транспортный узел. В возвращении к объединённой сети он видит залог устойчивого развития отрасли.

 

Успешное внедрение полетов по схеме «треугольник» между Россией и Белоруссией «позволяет эффективно интегрировать в маршрут любые города Российской Федерации и открывает новые возможности для туризма». «Беларусь предлагает стабильность и готовность к тесной интеграции и совместному развитию в рамках формирования устойчивой транспортной системы Евразийского экономического союза, – сказал Владимир Череухин. – Только через консолидированные усилия по разработке совместных программ поддержки авиаперевозчиков стран-ЕАЭС и развитие мультимодального транспорта по всех коридорах, мы сможем построить новую устойчивую систему авиасообщения, отвечающую вызовам современности». Также спикер сообщил, что в будущем Минск может стать альтернативой Стамбулу для российских туристов на ряде направлений.

 

Вячеслав Карцев, Председатель правления Ассоциации Вертолётной Индустрии, в своём выступлении обратил внимание на кибербезопасность – общий критический компонент авиационной отрасли, а также напомнил, что «классическая авиация не всегда может решить задачу последней мили, и именно здесь на первый план выходят вертолёты и новые винтокрылы, включая беспилотные авиационные системы (БАС), в дополнение к созданию фидерных сетей аэропортовых хабов».

 

«Мы предлагаем нашим партнёрам выйти за рамки простых закупок техники. Мы готовы к созданию альянсов, совместных предприятий и транспортных технологий в области сервиса, обучения и адаптивности наших платформ под комплектные задачи», – поделился идеями Карцев В.В. и привёл пример санитарной авиации: «Мы предлагаем обработанную логистику золотого часа, включая подготовку медицинского персонала и интеграцию с наземными службами спасания. Некоторые страны Африки уже покупают российскую технику именно для построения своих региональных кластеров санавиации».

 

Георгий Баутин, Руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий «дорожной карты» Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет», заметил, что в России в части грузовых авиаперевозок не осуществляется господдержка процесса перераспределения рынка между отечественными компаниями и мировыми.

 

«Спрос в России, как и во всём мире, сегодня сместился в сторону маркетплейсов, которые занимают до 50% от общего объёма грузоперевозок, – рассказал он. – Маркетплейсы пользуются услугами специализированных перевозчиков, поскольку регулярные не имеют достаточной ёмкости багажного отделения, и данный пласт не поддержан государством. Падение рынка на 6-7% при росте доставки импортных товаров говорит о том, что происходит перераспределение между отечественными и иностранными перевозчиками по объёму перевозимых в Россию товаров. Если страна хочет обеспечить доставку товаров собственными бортами, господдержку необходимо осуществить. Также требуется господдержка социально значимых товаров в дальневосточные регионы. Её отсутствие приводит к существенному удорожанию товаров для более чем 10% россиян, которые находятся на территории, которая не может обслуживаться иначе как посредством авиаперевозок».

 

Тему «Изменение в воздушных грузоперевозках: путь к цифровизации и готовность к соблюдению новых стандартов» раскрыла коммерческий директор компании «Москва Карго» Елена Ермакова.

 

«В грузовых авиаперевозках мы зависим от мировой экономики, прогнозы по которой неутешительны – ниже 3%. Тренд 2025 года нисходящий, но он имеет отдельные колебания, которые связаны с непредсказуемыми действиями администраций ряда стран, торговыми пошлинами, которые могут повлиять на грузоперевозки неожиданно положительным образом. Логисты научились реагировать на вызовы быстро, оперативно. Эту историю мы увидели в примере Российской Федерации. Если в 2021 году значительная часть грузов приходила к нам из Европы, доходила до США, то сейчас наши основные регионы – это Азия (76-80%), Ближний Восток, Африка, которые существенно увеличили своё присутствие в последние 3 года и странах СНГ. Цепочки перестраиваются быстро на всех уровнях».

 

Небольшую отрицательную динамику спикер считает общей проблемой логистической отрасли. На всех влияет высокая ключевая ставка, снижение покупательной способности населения, наличия стоков на складах у крупных поставщиков и высокая конкуренция между видами транспорта.

 

Наиболее существенным достижением цифровизации Елена Ермакова считает электронный документооборот, который активно внедряется в отрасли, включая поэтапное введение электронной транспортной накладной, активно внедряемой крупными игроками.

 

В заключении конференции прозвучали доклады экспертов авиакомпаний, аэропортов, лидеров по цифровизации авиатранспортного бизнеса.

 

Завершили конференцию тезисы доктора экономических наук, профессора Российского университета транспорта Алексея Некрасова про важность проактивного управления.

 

Всего на конференции прозвучали более 20 выступлений по самым актуальным темам.

 

Участники конференции подготовят общую резолюцию по итогам состоявшихся обсуждений, которая будет направлена в органы власти стран ЕАЭС для учета в работе.

 

Организаторы благодарят всех делегатов и спикеров за активное участие в конференции.

 

Будущее транспорта формируется на таких площадках, с открытым диалогом и профессиональным стратегическим видением экспертов. Предложения в резолюцию конференции делегаты могут направлять на адрес электронной почты info@transportstrategy.org.

 

Следующее мероприятие по устойчивому авиационному транспорту ЕАЭС запланировано в 2026 году

Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС
Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС
Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС
Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС
Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС
Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС
Реализация инициативы ООН по проведению десятилетия «Устойчивый транспорт 2026–2035»: будущее авиационного транспорта ЕАЭС

22.09.2025

Вернуться