Российская ассоциация содействия ООН
United Nations Association of Russia
En

Выставка карикатуры, посвященная 75-летию ООН и Всемирному дню свободы печати 2020

 

Выставка карикатуры, посвященная 75-летию ООН и Всемирному дню свободы печати 2020

 

Выставка организована Информцентром ООН в Москве при поддержке Российской ассоциации содействия ООН, Союза журналистов России, Российской академии художеств и  Гильдии карикатуристов России.
 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ДИРЕКТОРА

ИНФОРМЦЕНТРА ООН В МОСКВЕ

ВЛАДИМИРА ВАЛЕРЬЕВИЧА КУЗНЕЦОВА

 

 

По сложившейся традиции Информцентр ООН в Москве отмечает Всемирный день свободы печати открытием выставки карикатуры. Это уже четырнадцатая по счету выставка, но она имеет отличия. Во-первых, выставка посвящена 75-летию Организации Объединенных Наций. Во-вторых, она виртуальная, ибо проходит в сложный период, когда люди вынуждены самоизолироваться из-за пандемии. Но самоизоляция совсем не означает разобщение. Закрываются одни двери, но открываются другие. Новые технологии дают нам возможность по-прежнему быть вместе. Виртуальная выставка позволяет познакомить с работами художников-карикатуристов всех, кто проявит интерес и посетит наш сайт, а также социальные сети, и не только в России, но и за рубежом.  

В этом году Всемирный день свободы печати отмечается под лозунгом: «Журналистика без страха и предвзятости».

Разумеется, сейчас основная проблема, которую освещают журналисты во всем мире, - это пандемия COVID-19. ООН призывает объединить усилия для распространения исключительно достоверной информации о COVID-19 и бороться со всяческого рода ложью, измышлениями и вбросами, дезориентирующими людей-сегодня это может иметь самые трагические последствия.

В контексте Всемирного дня свободы печати мы обращаемся к роли политической карикатуры как элемента выражения взглядов и формирования общественного мнения. ООН неспроста проявляет заметный интерес к этому острому жанру, поскольку он имеет прямое отношение к свободе выражения убеждений и плюрализму СМИ. Сатирическая, а подчас язвительная природа политической карикатуры способствует открытым дебатам в обществе, поощряет размышления о разного рода проблемах и противоречиях.

Вместе с тем, карикатура, чей язык универсален и не требует перевода, способствует объединению людей, позволяет наводить мосты между различными культурами и общественными группами, противостоит нетерпимости и экстремизму.

Проводимые Информцентром выставки в какой-то степени продолжают разговор о состоянии нынешней российской карикатуры, о том, как используется потенциал этого эффективного коммуникационного инструмента. Один из важных аспектов этого разговора – этическая ответственность художника, тема граней между острой сатирой и недопустимой грубостью, которая может быть оскорбительной и привести к разрушительным последствиям.

Для Информцентра ООН Всемирный день свободы печати – праздник профессиональный, поскольку наша ежедневная работа - информирование партнеров и широкой общественности о деятельности ООН, а Всемирной организации - о наиболее значимых событиях, происходящих в России.  Очень рад пригласить всех на сегодняшнюю, хоть и виртуальную, выставку политической карикатуры. Пусть эта выставка напомнит о силе образа, способной еще раз обратить нас к идеям мира, справедливости, единения и добра.

Хотел бы выразить искреннюю благодарность нашим партнерам и всем художникам, принявшим участие в данном проекте. Отдельная признательность - моим замечательным коллегам из московского Информцентра Марине Ширшовой и Ирине Гаджиевой за их неоценимый вклад, чтобы выставка состоялась.

Спасибо и добро пожаловать!

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 

ИГОРЯ АЛЕКСЕЕВИЧА СМИРНОВА,

Академика Российской академии художеств,

академика Международной академии культуры,

члена Французской академии карикатуры,

лауреата международных конкурсов и фестивалей

 

 

«Если мы захотим восстановить в памяти какое-нибудь событие,

 давно уже канувшее в вечность, нам стоит только взять современные карикатуры, и оно предстанет перед нами во всей своей силе и яркости».

 

А.В. Швыров «Иллюстрированная история карикатуры

 с древнейших времен до наших дней», изд. 1903 г.

 

Я взял эти строки для эпиграфа из книги «Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней», изданной в 1903 году, поскольку эти слова не утратили смысл и в наши дни.

Вот уже 14 лет подряд Информационный центр ООН в Москве организует выставки карикатуры, посвященные Всемирному дню свободы печати. Параллельно с этой выставкой московские карикатуристы проводят свои традиционные первоапрельские вернисажи, начиная с 1978 года. В те годы карикатура была очень востребована в прессе. Не было ни одного печатного издания, где ни публиковалась бы карикатура. Обязательно присутствовала политическая карикатура, а на последней странице журнала или на последней полосе газеты - юмористический рисунок. На первый взгляд могло показаться, что это была полная свобода печати, но на самом деле это не отражало действительное положение вещей. Политическая карикатура в СССР была четко направлена на критику капиталистического строя. При этом карикатуристам было запрещено касаться внутриполитических событий. Критика высшего руководства страны была под запретом. Хотя в советские годы выходил знаменитый журнал «Крокодил» и еще 15 его «собратьев» – по одному на каждую республику, все они повторяли позицию Центра.

Единственным местом, где мы могли показать свои работы, которые не публиковали на страницах газет и журналов, были выставочные залы в Профсоюзном комитете художников-графиков на Малой Грузинской улице, 28.

Еще одной возможностью познакомить со своими работами зрителей были международные конкурсы карикатуры за рубежом. Наши художники получали множество призов и премий. И карикатуры российских художников находили свое место в свободной прессе за рубежом.

В период «перестройки» карикатура была очень востребована. Карикатуры публиковались на первых полосах газет и журналов, демонстрировались на телевизионных экранах. Но прошло время, и на карикатуру стали смотреть с некоторой опаской. Главные редакторы газет уже не очень хотели видеть карикатуры на страницах своих изданий, ссылаясь на то, что не хотят проблем, предпочитали работать исключительно с текстами. А рисунок, тем более карикатура, это – сила! Ее можно и вырезать, и увеличить до больших размеров, и использовать в публичной политике. Поэтому вся печать стала выходить практически без карикатур.

И когда благодаря Информационному центру ООН в Москве начали проходить ежегодные выставки карикатуры, это стало для художников-карикатуристов словно глотком чистого воздуха! Мы поняли, что еще нужны, что еще существует свобода самовыражения.

И в этот особенный год – год 75-летия Организации Объединенных Наций – выставка напоминает о значении карикатуры в современном мире. Время для проведения выставки выпало непростое, когда все вынуждены самоизолироваться из-за пандемии, поэтому организаторы устроили показ наших работ в виртуальном режиме. Но значимость и сила карикатуры от этого не уменьшилась.

От всей души желаю всем удачного просмотра выставки и надеюсь, что наши работы не оставят никого равнодушным!

 

РАБОТЫ ВИКТОРА БОГОРАДА 

 

РАБОТЫ ИГОРЯ СМИРНОВА

 

РАБОТЫ МИХАИЛА ЗЛАТКОВСКОГО

 

РАБОТА СЕРГЕЯ ТЮНИНА

 

РАБОТЫ ЛЬВА ВЯЗНИКОВА

 

РАБОТЫ АЛЕКСАНДРА ШМИДТА

 

РАБОТЫ ТЕМУРА КОЗАЕВА

 

РАБОТЫ МИХАИЛА СЕРЕБРЯКОВА

 

РАБОТЫ ВАЛЕНТИНА ДРУЖИНИНА

 

РАБОТЫ СЕРГЕЯ ДЕРГАЧЕВА

 

РАБОТЫ ОМАРА ГОДИНЕCА 

 

РАБОТЫ АНАТОЛИЯ РАДИНА 

 

РАБОТА АРКАДИЯ ГУРСКОГО 

 

РАБОТЫ ВЛАДИМИРА УБОРЕВИЧА-БОРОВСКОГО 

 

РАБОТЫ НИКОЛАЯ РАЧКОВА 

 

РАБОТЫ АЛЕКСАНДРА КЛИЩЕНКО 

 

РАБОТА РОМАНА ПЕШКОВА 

 

В ПАМЯТЬ ОБ АНДРЕЕ РЫЖОВЕ,

ХУДОЖНИКЕ-КАРИКАТУРИСТЕ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЕ ГИЛЬДИИ КАРИКАТУРИСТОВ РОССИИ


 

На протяжение многих лет Информцентр ООН проводил выставки карикатуры совместно с Гильдией карикатуристов России, и ее Председатель Андрей Игоревич Рыжов принимал самое активное участие в подготовке этих выставок.

В этом году впервые выставка пройдет без Андрея Рыжова, потому что 30 января его не стало.

Мы бы хотели рассказать об этом талантливом и удивительном человеке, активном и энергичном, но при этом очень скромном.

Андрей Рыжов родился в городе Токио 22 ноября 1951 года. Получил образование инженера-строителя (МИСИ) и уже в институте начал рисовать карикатуры для стенной печати. Первую карикатуру опубликовал в 1975 году в «Литературной газете». Вначале он работал и печатался в соавторстве с Сергеем Стецким под общим псевдонимом Братья Бин (Б. Бин). В 1976 году стал одним из создателей первого в СССР клуба карикатуристов при газете «Московский комсомолец». В 1979 году получил свои первые награды на международных конкурсах в Болгарии и Японии. С 1977 года начал служить в Советской Армии, что, к сожалению, на долгие почти 20 лет прервало творческий путь Андрея. В 1980 году с формулировкой «за занятие карикатурой, позорящие звание советского офицера» чуть было не был исключен из партии. И только в 1998 году подполковник запаса Рыжов смог вернуться к любимому увлечению, ставшему теперь и основной профессией.

Вот как вспоминает о нем его товарищ и коллега по цеху Темур Козаев:

«За те долгие годы, когда Андрей Рыжов занимался карикатурой, он показал себя мастером, хорошо разбирающимся во всех направлениях и свежих идеях в искусстве «рисованного» юмора и сатиры.

Его беспримерный энтузиазм заставлял спорить до хрипоты, отстаивая свое понимание названия рисованных «гэгов». Андрей называл весь этот пласт рисунков "картун", считая, что слово «карикатура» неверно передает смысл современной иронической графики.

Работы Андрея были широко представлены на традиционных первоапрельских выставках как в Москве, так и во многих городах России и мира. Так, в декабре 2016 года в галерее "Варшавка" прошла совместная выставка карикатур Андрея Рыжова и Анатолия Радина, где эти мастера представили свои последние, самые актуальные работы.

Андрей Рыжов был инициатором и основным организатором выхода сборника карикатуры "Россия сегодня", пожалуй, единственной книги за последние пару десятков лет, где представлены лучшие работы современных российских карикатуристов. Этот каталог рисунков - яркий срез актуальной иронической графики России 2000-х годов.

Много сил и времени Андрей уделил организации конкурса и выставки "Улыбка Гагарина", посвященных 50-летию полета первого человека в космос и прошедших при поддержке Министерства культуры России и Гильдии карикатуристов России.

Много выставок в России и за рубежом было организовано при участии Андрея Рыжова, был он и активным участником ежегодных выставок карикатуры в Информационном центре ООН в Москве. Запомнилась поездка в качестве организатора и в компании еще двух участников с выставкой работ российских художников в Германию.

Андрей Рыжов стал инициатором создания Гильдии карикатуристов России, чьим бессменным руководителем он оставался в течение десятка лет».

Для Информационного центра ООН важна была ответственность, с которой Андрей Игоревич Рыжов подходил к выбору своих работ и работ коллег по цеху для наших выставок карикатуры.

Выступая на открытии выставок как Глава Гильдии карикатуристов России, он неоднократно подчеркивал, что нельзя переходить тонкую грань между свободой слова и вседозволенностью. По его словам, в карикатуре у каждого свое табу, своя самоцензура.

Так, в январе 2015 года Председатель Гильдии карикатуристов России Андрей Рыжов заявил, что организация не откликнется на призыв Европейской ассоциации карикатуристов FECO публиковать работы французского сатирического журнала Charlie Hebdo. Он подчеркнул, что российские карикатуристы более взвешенно подходят к вопросу религии, не пренебрегая менталитетом людей другого вероисповедания. «Любые действия, которые связаны с религией, надо очень тщательно взвешивать».

Весьма символично, что именно Андрей Рыжов как Председатель Гильдии карикатуристов России выступил инициатором проведения Международного конкурса иронической графики «Проблемы, волнующие мир-2015». Конкурс был посвящен 70-летию Организации Объединенных Наций и получил активную поддержку со стороны Информационного центра ООН и Программы Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН) в России. А в 2016 году Андрей Рыжов стал инициатором проведения выставки «Карикатура против террора», которая прошла в МГИМО-Университет. Это была юбилейная, 10-я по счету выставка политической карикатуры под эгидой Информцентра ООН в Москве.

 

На фото – слева направо: Андрей Рыжов, Наталья Чернышева, зам. декана факультета международной журналистики МГИМО, Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики МГИМО, Владимир Кузнецов, Директор Информцентра ООН в Москве

Мы уверены, что коллеги Андрея Рыжова могли бы сказать еще много теплых слов в его адрес и, наверняка, скажут, когда соберутся на очередной выставке.

Светлая память!

 

РАБОТЫ АНДРЕЯ РЫЖОВА 

 

Выставка карикатуры, посвященная 75-летию ООН и Всемирному дню свободы печати 2020

03.05.2020

Вернуться